Китайские акробаты вышли из простого народа, их творчество было тесно связано с
трудовой деятельностью, войнами и религией. Во многих акробатических
представлениях традиционно используется оружие и орудия труда - трезубцы, ножи,
обручи, мечи, а также предметы домашнего обихода -стулья, столы, кувшины,
тарелки, чаши. Все эти предметы использовались в качестве опоры в акробатических
представлениях и как приспособления для тренировок. Такие виды акробатических
представлений, как подбрасывание волана, игра с диаболо, балансирование на
бамбуковом шесте, развились из игры и спорта.
Бросание бумеранга - один из видов современной акробатики - своими корнями
уходит в период неолита. В те времена бумеранг применялся на охоте. Человек
бросал бумеранг, который в случае промаха возвращался назад и мог быть
использован снова. Бумеранг и сейчас находит применение во время охоты некоторых
африканских, австралийских племен и в Индии. В ходе представлений акробаты
используют от трех до пяти и даже семи бумерангов одновременно, бросая их по
очереди и ловя в определенной последовательности. Акробат может принять
возвращающийся бумеранг любой частью тела.
Древние использовали также и другие виды орудий и оружия в качестве
акробатических аксессуаров: летающие трезубцы, крутящиеся чаши, наполненные
водой, и т.д.
В период Весны и Осени (770-476 до н.э.) акробатика стала самостоятельным видом
зрелищного искусства. В главе "Шо Фу" книги "Лецзы", которая была написана в
эпоху Сражающихся царств, имеются отрывки с описаниями акробатов, выступающих
перед древней аудиторией. В книге "Речи царств", написанной в период Весны и
Осени, упоминаются лилипуты, которые в представлениях для императорской фамилии
взбирались по вертикальному шесту. Искусство звукоподражания впервые упоминается
в "Исторических записках" (2 в. до н.э.). В них говорится, что около 300 г. до
н.э. феодал Мэн Чан из царства Ци был захвачен царством Цин в плен вместе со
своей свитой. Подражая крику петуха, они ввели в заблуждение вражеских воинов и
заставили их открыть городские ворота. В результате Мэн Чану удалось спастись.
Во время династии Тан (618-907) акробатическое искусство стало более сложным,
представления уже проходили в императорских дворцах. Танские фрески в пещерах
Дуньхуан изображают акробатов, певцов, танцоров и наездников. Во главе процессии
- человек, несущий шест, на котором четыре акробата демонстрируют различные
трюки: лазание по шесту, стойка на голове одного из участников и т.д.
С упадком танской династии многие актеры покинули императорский двор и начали
выступать перед народом. В период династии Сун (960-1279) в акробатические
представления для привлечения публики во время выступлений на базарах был
привнесен элемент развлекательности. В то время была очень популярна спортивная
борьба, среди знаменитых борцов были не только мужчины, но и женщины. Во времена
правления династий Мин и Тан (1368-1911) характер акробатических представлений
начал меняться. Акробаты ханьской национальности заимствовали новые приемы у
акробатов других национальностей, обогащая тем самым свой опыт; особое внимание
стало уделяться динамике исполнения и уровню сложности. В то же время
акробатическое искусство становилось частью поэтической драмы, пекинской оперы и
других видов традиционного музыкального театра. Этот уникальный стиль давал
актерам возможность образно представлять батальные и другие сцены. Тем не менее
общество относилось к профессии акробата пренебрежительно. В середине 19 в.
акробаты были презираемы и подвергались жестокой эксплуатации. Многие из них
сменили профессию, став рабочими или уличными торговцами. Таким образом, многие
традиционные трюки были безвозвратно утеряны. Чтобы добыть средства к
существованию, некоторые актеры были вынуждены выступать с опасными трюками,
потакая вкусам определенной аудитории.